Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы

РУСЛИТВУЗ

Как нас найти

119034, г. Москва, Барыковский переулок, д.4, стр.2, оф. 312-2.

Контактный телефон: +7 916 750 45 10

E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Посетители

Сегодня59
Всего77890

Методические рекомендации по включению в учебные планы подготовки учителей русского языка и литературы материалов школы-семинара «Единство в многообразии: традиционная (фольклорная) культура и проблемы образования в регионах России»

Учитывая то обстоятельство, что дисциплине «Русский фольклор» в настоящее время не уделяется в учебных планах подготовки учителей русского языка и литературы должного внимания, необходимо актуализировать в сознании обучаемых социальную значимость данного предмета в такой многонациональной стране, как Россия. Для этого необходимо, в частности, разнообразить виды и формы учебной и внеаудиторной работы, использовать традиционные и инновационные методы и приемы обучения.

В свете вышесказанного предлагается:

1.увязать решение названных проблем с выработкой четких принципов организации содержания УМК высшего педагогического образования таким образом, чтобы информационно-образовательная среда этих УМК становилась системным стержнем построения единого целостного процесса обучения и воспитания будущих учителей. То есть, чтобы на основе ценностного потенциала традиционной культуры народов России содержание обучения поддерживалось содержанием воспитания в их единстве;

2. УМК должны способствовать росту взаимопонимания между представителями разных народов как граждан единой страны на основе построения диалога разных культур в условиях поликультурного многообразия;

3.широкое сопоставление культурно наследия народов России на занятиях по фольклору в студенческой аудитории должно решать следующие задачи: становление российской гражданской идентичности, усвоение и принятие отечественных гуманистических ценностных ориентаций; воспитание ответственности, деятельной любви и уважения к своему Отечеству; формирование способности к диалогу с представителями других народов и мировоззрений;

4.будущие педагоги в ходе занятий по фольклору должны овладеть профессиональными компетенциями, которые позволят им в процессе учебной работы организовывать и интегрировать урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучаемых. Они должны непосредственно на уроках уметь сформулировать проектные или исследовательские задачи, для решения которых потребуется «выйти за пределы урока» во внеурочное время;

5. внеурочная деятельность преподавателя фольклора должна базироваться на межпредметных связях этой дисциплины. В общей школе это: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Окружающий мир»;

6.Содержание всех этих курсов объединяет общефилософский принцип «Единство во многообразии», который обеспечивает погружение школьников в мир российской культуры, в прошлое и настоящее России, выводит в сферу мировой культуры с опорой на полилог культур. Принцип «Единство в многообразии» организует целостный учебно-воспитательный процесс в системе начального образования. Молодой преподаватель должен овладеть умением системно и последовательно на уроках, а затем во внеурочной и внешкольной деятельности вести сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-этической проблематики, базовых гуманистических ценностей с учетом специфики разных эпох и культур в жизни народов России и мира. Примерные темы занятий: «Мы – семья народов России», «Моя семья – часть моего народа», «Мы – российский народ», «Разные, но равные».

7.интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности целесообразно рассматривать как реализацию дидактического принципа целостности, на основе которого формируется целостное представление о природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук. В подготовке учителя литературы этот принцип реализуется через следующие аспекты содержания и образовательных технологий: а) гармоническая взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знаний, двух способов познания мира – понятийно-логического и художественно-образного; б) сопоставление способов  познания мира в культурно-историческом контексте, сопоставление разных точек зрения (научной, религиозной, этнокультурной, художественной) на одну и ту же проблему, например, на происхождение человека и мира; в) акцент на позитивную сторону отношений человека с миром и с другими людьми; г) представление о человеке как о природном и духовно-культурном целом; отсюда – уникальность феномена человека и его нравственная ответственность за все происходящее в мире.  

8.принцип целостности инициирует целенаправленное использование в урочной, внеурочной и внешкольной работе педагога отличительных черт курса «Фольклора», позволяющих акцентировать актуальные метапредметные связи: 

- систематическое сопоставление мировоззренческих картин мира в прошлом и настоящем,

- выявление общего и особенного, различий и совпадений в мировоззрении разных народов,

- раскрытие динамики исторической жизни Отечества в тесном культурном взаимодействии с другими народами;

9. будущий учитель должен владеть технологией организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся на материале курса «Фольклор» с учетом интеграции содержания обучения в русле трех мировоззренческих проблем: а) человек и природа, б) человек и семья, в) человек и история. Раскрытие этого предметного содержания идет ознакомление с системой традиционных нравственных норм и ценностей русского народа. В этой же системе координат рассматриваются темы внеурочной и внешкольной работы на региональном материале.