Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы

РУСЛИТВУЗ

Контакты

E-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отсутствует карта с ID= 1

Посетители

Сегодня96
Всего98722

О научно-методическом семинаре в г. Боровске Калужской области

В семинаре принимали участие представители Петрозаводского государственного университета, Костромского государственного университета им Н.А. Некрасова, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Дагестанского государственного университета, Литературного института им. А.М. Горького,  Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Московского педагогического государственного университета, Чеченского государственного университета, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Семинар включал работу двух секций (по 10 участников). Участники 1 секции разработали предварительный вариант тезисов Концепции. Во 2 секции проходила редакционно-аналитическая работа, шла обработка данных мониторинга региональных отделений, подготовка пресс-релиза.
Окончательный вариант тезисов был принят на общем итоговом заседании семинара.

В ходе семинара обсуждался комплекс вопросов, касающихся современного состояния и перспектив вузовской подготовки будущих учителей-словесников, в частности:

– опыт реализации образовательных программ высшего образования, являющихся разными «входами в профессию» для учителей русского языка и литературы;

– ход эксперимента по внедрению прикладного бакалавриата в педагогическом образовании, риски, которыми чревата замена существующих образовательных программ академического бакалавриата для будущих учителей-словесников так называемой «практико-ориентированной» подготовкой;

- соотношение фундаментальной предметной, психолого-педагогической, методической и практической составляющих подготовки будущих учителей-словесников; подходы к содержательному наполнению образовательных программ, заложенные в ныне действующих государственных образовательных стандартах ВПО и в проектах стандартов следующего поколения (ФГОС 3+) по педагогическому образованию;

– требования к подготовке учителей-словесников в условиях информационного общества и поликультурной, полиэтнической образовательной среды в современной российской школе;

– основные положения документов в области образования и культуры, определяющих задачи профессиональной деятельности учителей-словесников в современных условиях, в частности «Основ государственной культурной политики», утверждённые указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г., «Концепции школьного филологического образования. Русский язык и литература» и других;

– итоги анкетирования членов региональных организаций «Общероссийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы»,проведенного Исполкомом  Ассоциации в январе-феврале 2015 г.  

В результате работы участниками семинара были сформулированы следующие итоговые положения.

1. Выражено консолидированное мнение о необходимости сохранения фундаментальной основы филологического образования будущих учителей-словесников. Отмечены возможные негативные последствия полного нивелирования содержательной части ФГОС ВО, что в значительной мере ставит содержательное наполнение учебного плана в зависимость от доброй воли администрации конкретного вуза, факультета и т.д. Большинством коллег признана целесообразность выработки и фиксации во ФГОС ВО «фундаментального ядра» вузовской подготовки учителей-словесников, которое должно сохраняться во всех образовательных программах по соответствующим направлениям подготовки. Отмечено, что разница между фундаментальной подготовкой школьного педагога-русиста и университетского филолога не должна становиться слишком значительной.

2. Подчеркнута необходимость концептуального осмысления подготовки будущих учителей-словесников с точки зрения баланса между теоретическим обучением и практиками, с одной стороны, и между предметной и психолого-педагогической составляющей, – с другой. Отмечено, что реализация подготовка будущих учителей-словесников в формате прикладного бакалавриата, резко снижающего роль фундаментальной составляющей вузовского образования, может повлечь за собой снижение требований к уровню школьной подготовки по русскому языку и литературе.

3. Высказана озабоченность частой сменой федеральных государственных образовательных стандартов, их обезличенностью, отсутствием широкого обсуждения проектов этих и других нормативных документов, регламентирующих организацию вузовской подготовки, экспертным сообществом высшей школы; отмечено, что отсутствие четкой гласной процедуры подготовки и принятия ФГОС, некоторая «конвульсивность» их внедрения  не только увеличивает и без того значительную бюрократическую нагрузку на вузы, но и не позволяет администрации и преподавателям  осмыслить, концептуализировать полученный опыт.

4. Отмечена необоснованность решения о реализации однопрофильных 4-летних образовательных программа бакалавриата по направлению 05.01.00.62 «Педагогическое образование» (только «Русский язык» или только «Литература»). Подчеркнута оптимальность  5-летнего цикла для реализации образовательных программ подготовки педагогов-словесников, не только для двупрофильной программы «Русский язык и литература», но и для таких двупрофильных программ, как «Литература и МХК», «Литература и история», «Русский язык и иностранный язык».

5. Обращено внимание на то, что в условиях поликультурной образовательной среды современной российской школы педагог-словесник  должен владеть основами межкультурной коммуникации, методики преподавания русского языка как иностранного и неродного, в том числе методики обучения чтению художественного текста в иноязычной, инокультурной  и билингвальной аудитории. Соответствующие дисциплины и практики должны быть введены в учебные планы подготовки будущих учителей русского языка и литературы независимо от особенностей конкретной образовательной программы. Существенное значение в подготовке учителей-словесников следует придать изучению литературы народов многонациональной России, что должно найти отражение в образовательных программах хотя бы в формате  элективных курсов.

6. Работа учителя русского языка и литературы (как и вузовского преподавателя филологических дисциплин) в условиях глобального информационного общества требует от него не только владения информационными технологиями, но и в значительной мере изменения самой методики преподавания, выработки педагогических технологий, соответствующих информационным возможностям и потребностям современного школьника/студента.

7. Подчеркнута  актуальность гуманитаризации всей образовательной сферы, ведущую роль в которой призваны играть школьный учитель русского языка и литературы и вузовский преподаватель филологических дисциплин, необходимость повышения статуса педагога-русиста, его социальной защищенности, создания условий для профессионального и личностного роста.

8. В ходе обсуждения неоднократно подчеркивалось, значение  изучения филологических дисциплин не только не только для формирования грамотной и разнообразной речи, но и для развития форм сознания и мышления, гражданских и нравственных качеств личности. Отмечена необходимость повышения престижности качественного владения русским языком, а также знания наиболее значимых для сохранения культурной идентичности текстов русской литературы для выпускников вузов независимо от направления подготовки. Рекомендован к изучению и внедрению положительный опыт Дагестанского государственного университета, включившего курсы русского языка и русской литературы в качестве обязательных в образовательные программы всех направлений бакалавриата. 

 

 DSC8343 DSC8344 DSC8346 DSC8347